История использования и особенности Газобаллонного оборудования разных поколений.

По мере того как цены на бензин превысили все разумные пределы, а крупнолитражные машины, с объёмом двигателей от 2-х литров, так и остались в эксплуатации у населения, встал вопрос – что делать? Стоимость проезда вашего авто стала стоить совсем уже неприличных денег, и это если не брать в расчёт стоимость обслуживания. Поэтому встал вопрос, или не ездить на таких машинах, или как то решать эту проблему. В 21 веке инженеры предложили выход. Это установка газобаллонного оборудования (ГБО) на ваши машины.

Впервые такое оборудование появилось ещё в СССР, где-то в 80-е годы. Тогда его ставили на советские бензиновые грузовики, такие как ГАЗ-53 или ЗиЛ-130. Это было первое поколение ГБО. Прошли годы, и теперь появилось уже 4-е поколение этой техники и устанавливать его стали и на легковые машины.

Общие данные о ГБО.

Как не трудно догадаться, при установке ГБО ваша машина переводится на питание с бензина на природный газ, или на пропан, или на метан. Стоимость газа обычно в два и более раз дешевле чем стоимость бензина, а расход топлива при этом увеличивается на проценты и то не всегда. Таким образом, получается возможность экономить на топливе в два и более раз что, согласитесь, существенно.

Сегодня, размеры и вес ГБО четвёртого поколения дали возможность устанавливать его не только на крупнолитражные автомобили но и на малолитражки. Это существенно расширило сферу его применения.

Стоит обратить внимание на то что бензиновая топливная система с машины не демонтируется и у автомобиля остаётся возможность, а у водителя выбор, на каком топливе ехать. Если хотите, можете передвигаться на газу, если хотите на бензине. Эта функция будет очень полезной при междугородних поездках. Когда вы можете увеличить расстояние проезда на одной заправке чуть ли не в двое. Да и газовые заправки, на междугородних трассах, всё ещё достаточно редки.

Поколения газобаллонного оборудования.

Всего было создано 6 поколений ГБО:

  1. Первое поколение ГБО.

Первое поколение ГБО было рассчитано под карбюраторные и моноинжекторные моторы, которые были популярны в середине 20-го века. Именно это оборудование хорошо знакомо всем жившим в СССР по Газонам и Зилкам. На легковые машины в СССР ГБО не ставили, зато его ставили в остальном мире.

  1. ГБО второго поколения.

Это поколение ГБО появилось в конце 80-х годов 20-го века. Основным его отличием от предыдущего поколения было использование лямбда-зонда. Тем кто не знает, сообщаю что это датчик содержания кислорода. Кроме лямбда-зонда в ГБО второго поколения использовались датчики положения дроссельной заслонки карбюратора (TPS — Throttle Position Sensor) и частоты вращения коленчатого вала (RPM). Эти датчики отправляли сигналы на лямбда-контроллер, который регулировал состав газовоздушной смеси. Это приводило к более ровной и устойчивой работе мотора на газе.

  1. ГБО третьего поколения.

Это поколение ГБО получило ещё больше датчиков. Кроме тех датчиков которые были на ГБО второго поколения, на третьем поколении появился ещё датчик абсолютного давления (MAP).

На ГБО третьего поколения появился такой узел как газовый инжектор. С его помощью осуществлялась индивидуальная подача топлива в каждый цилиндр.

  1. ГБО 4-го поколения.

С четвёртого поколения можно считать пошло современное ГБО. Которое, сейчас, устанавливается на автомобилях.

Главной особенностью этого поколения ГБО является более точная и дозированная подача топлива в цилиндры. Она достигается путём использования электромагнитных форсунок. Это кстати главная деталь данного поколения ГБО отличающая его от ГБО других поколений.

  1. ГБО поколения 4+.

Это, по сути, ГБО 4 поколения адаптированное для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Главной особенностью данного поколения ГБО является то что блок управления задаёт режимы работы как для газовых так и для бензиновых форсунок.

  1. ГБО пятого поколения.

Главной особенностью этого поколения ГБО, является то, что газ в цилиндры подаётся сразу в жидком состоянии. То есть это первое поколение ГБО которое не имеет испарителя.

  1. ГБО шестого поколения.

Это ГБО создано исключительно и специально для двигателей внутреннего сгорания с непосредственным впрыском топлива. То есть для двигателей более ранних модификаций это поколение ГБО не подойдёт. В этом поколении ГБО газ подаётся в цилиндры непосредственно через бензиновые форсунки.